Глава 1. Призвание. (отрывки)
Мне не думать об этом нельзя,
И не помнить об этом не вправе я, -
Это наша с тобою судьба*,
Это наша с тобой биография...
Случалось ли вам слышать фразу "это мое призвание"? Думаю - да. Обычно её произносят люди, чрезвычайно увлеченные своим делом. Они любят рассказать, как начинали свой профессиональный путь, и что все на свете вело именно к тому, чем они занимаются сейчас. Не буду оригинальной, если скажу, как Максим Горький: "Всему хорошему во мне... " я обязана МГУ им. Ломоносова. Именно в стенах этого замечательного образовательного учреждения и началась моя преподавательская карьера…
………………………
…У меня были замечательные преподаватели. Я до сих пор им очень благодарна за уроки, которые они мне преподали. Некоторые из них не касались предмета обучения. Они учили меня понимать других, поддерживать ближних словом и действием. Они научили трезво оценивать свои возможности, понимать, что отметка в вузе - не всегда показатель настоящих знаний, и многому другому. Я до сих пор говорю своим ученикам о том, что слышала от своих преподавателей. Эти мудрые люди обладали удивительными качествами; учиться было совсем не скучно, ошибаться - не страшно, а, главное, они вызывали бесконечное доверие. Их голоса звучат у меня в голове, когда я попадаю в трудные ситуации.
К чему я все это рассказываю...
Настоящий преподаватель бесконечно предан своему делу, помогает там, где может помочь, руководствуется принципом врача "не навреди". Преподаватель всегда оставляет след в жизни того, с кем работает. Он проходит "по краешку судьбы" – а порой и не по краешку.
Если вы решили стать частным преподавателем, вы отвечаете за все свои слова и поступки. Будьте внимательны к себе и другим: неосторожно сказанное слово может больно ранить ученика, оставив шрам на всю жизнь. Так же, как и вовремя совершённое действие поможет ему поверить в себя и свои силы.
Мой репетитор, аспирант МГУ Андрей (к сожалению, его фамилия так и осталась неизвестной) был удивительным наставником. Когда я стала сомневаться в своих силах, он подарил мне кубик Рубика и сказал: "Если соберешь - поступишь в МГУ". Конечно, я его собрала, потому что мы занимались по журналам "Квант", а там была схема сбора этого кубика. Но почему-то я сразу поверила, что всё очень просто, надо только собраться! Уверенность больше не исчезала.
Вроде ничего не значащее действие, но без него жизнь моя могла сложиться по-другому.
Бытует мнение, что хороший преподаватель – человек строгий, умеет заставить ученика что-то делать, например, выполнять домашние задания. Возможно, это отчасти верно. Но мне кажется - преподаватель должен быть таким, чтобы у него было интересно учиться, чтобы хотелось знать то, что знает он. Я заметила на практике, что добрые доверительные отношения позволяют достичь потрясающих успехов.
Я никогда не заставляю делать домашние задания - я объясняю целесообразность их выполнения. Не с каждым учеником получается договориться, но человек должен хотеть достичь чего-то сам, иначе все усилия со стороны будут бесполезны.
Вспомним народную мудрость: "Охота пуще неволи". Если вы, как педагог, вызываете интерес, желание общаться именно с вами, то ученики будут идти к вам на занятия с удовольствием, с мечтой узнать что-нибудь важное и интересное.
Приведу в пример отзыв одной из своих учениц. "Татьяна Гарриевна - прекрасный, добрый, отзывчивый и понимающий человек. Я занималась с огромным желанием и удовольствием, а не просто из чувства необходимости. Время, проведенное с Татьяной Гарриевной, оставило огромное количество положительных эмоций."
Дети житейски умнее нас, я многому учусь у них. Нужно развивать в себе такие качества и умения, чтобы ученики приходили "не из чувства необходимости", как это частенько бывает.
Отсутствие строгости не означает панибратства. Скорее важно наладить сотрудничество, приводящее к достижению поставленных целей…
............................................................................................
… Фрекен Бок на вопрос "Любите ли Вы детей?" ответила: "Безууумно!"
А вы любите детей?
Как вы думаете, преподаватель обязан любить детей?
Сама постановка вопроса вызывает у меня улыбку.
Я детей уважаю.
Уважаю их право на свою точку зрения, право на свободу, право на тайну. Я уважаю их как взрослых, но понимаю, что они - дети.
Ученик нуждается в уважении и понимании. В школах учителя редко думают об этом. К нам приходят запуганные, боящиеся слово сказать ученики, или, наоборот, отчаянно наглые, готовые бороться непонятно, за что, и непонятно, с кем. Если они чувствуют внимание и уважение, то уважают и вас, педагога...
……………………………………………………………
…Если вы еще не определились выбрать ли вам репетиторство, как свое основное занятие, то ответы на некоторые вопросы могут вам в этом помочь. Отвечать на них стоит медленно, а может даже и письменно. Для ответов на некоторые вопросы необходимо произвести анализ своей жизни и деятельности, а может и мировозрения.
Как долго вы готовы заниматься с учениками, обсуждать с ними разные темы?
Храните ли их тайны, уважаете ли их мнение?
Постоянно ищете ответы на вопросы, что я могу улучшить в своей работе репетитора?
Доставляет ли вам радость ваш рабочий день?
Воспринимаете ли успехи учеников, как свои, и огорчаетесь ли также вместе с ними?
Что для вас репетиторство: источник дохода или вдохновения, или одно не мешает другому?
Как долго вы шли к репетиторству, что этому способствовало?
Хотите ли вы когда-нибудь прекратить заниматься репетиторством?
Является ли профессия репетитора вашим призванием?
И, наконец, самый главный вопрос, обобщающий все предыдущие: Зачем я хочу быть репетитором?
…………………..
продолжение следует